Цитата:
Сообщение от Maxigal
"Не важно как голосуют, важно как считают"
И.В. Сталин еще в свое время говорил...
|
Правда и мифы о сталинских высказываниях.
Крылатые фразы" Иосифа Виссарионовича Сталина, которых он не произносил. А произносили креативные писатели Перестройки.
* * *
"У нас нет военнопленных. У нас есть предатели."
Фраза, приписываемая Сталину - "В Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины".
а) И.Хавкин в своей статье "Немецкие военнопленные в СССР и советские военнопленные в Германии. Постановка проблемы. Источники и литертура" приводит эту фразу, ссылаясь на "Справку комиссии по реабилитации жертв политических репрессий" // Новая и новейшая история, 1996, №2, с. 92.
Что интересно - такая фраза там действительно есть - так называется одна часть данной справки.
Но никакой ссылки на то, откуда взята эта фраза, где, когда и кому сказал это Сталин - не приводится.
Самое интересное - в справке вообще нет ссылок. Только во вступлении упоминаются названия архивов, в которых работали.
Есть версия, что эта фраза якобы произнесена Сталиным в беседе с представителем Международного Красного Креста графом Бернадоттом и цитируется в его мемуарах.
Фраза в пересказах формулируется так: «…русских военнопленных нет — русский солдат бьется до смерти. Если же он выбирает плен, то он автоматически исключается из русской общности», что несколько меняет ее смысл, т.к. «русская общность» является моральной категорией, а не юридической, т.е. «пленных мы будем презирать, но пленных-то вы нам верните и конвенции по военнопленным соблюдайте».
Цитата:
"В мае 1956 года, после самоубийства А. Фадеева, я встретил Жукова в Колонном зале, в комнате президиума, где собрались все, кому предстояло стоять в почетном карауле у гроба Фадеева. Жуков приехал немного раньше того времени, когда ему предстояло стоять в почетном карауле, и вышло так, что мы полчаса проговорили с ним, сидя в уголке этой комнаты. Тема разговора была неожиданной и для меня, и для обстоятельств, в которых происходил этот разговор. Жуков говорил о том, что его волновало и воодушевляло тогда, вскоре после XX съезда. Речь шла о восстановлении доброго имени людей, оказавшихся в плену главным образом в первый период войны, во время наших длительных отступлений и огромных по масштабу окружений... А что у нас, — сказал он, — у нас Мехлис додумался до того, что выдвинул формулу: "Каждый, кто попал в плен, — предатель родины" и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан был покончить жизнь самоубийством, то есть в сущности требовал, чтобы ко всем миллионам погибших на войне прибавилось еще несколько миллионов самоубийц."
А теперь о приводимой фразе.
Не важно, как голосуют, важно как считают.
Всем известная фраза «не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают» принадлежит Наполеону III. Произнес он ее после очередного плебисцита во Франции.
Тов. Сталин просто лишь их перефразировал: «В буржуазных странах важно не как проголосуют, а как посчитают».
Впервые появилась в качестве сталинской в достовернейших мемуарах перебежчика Б. Бажанова.
http://lib.ru/MEMUARY/BAZHANOW/stalin.txt/
- полная цитата из Бажанова: «Знаете, товарищи, — говорит Сталин, — что я думаю по этому поводу: я считаю, что совершенно неважно, кто и как будет в партии голосовать; но вот что чрезвычайно важно, это — кто и как будет считать голоса»
Был и анекдот.
"В конце 1923 года руководящая тройка страны Зиновьев-Каменев-Сталин обсуждала на своём заседании, как завоевать партийное большинство во время борьбы с “левой оппозицией”. Каменев и Зиновьев долго вели теоретическое обсуждение вопроса, рассуждая о политической стратегии и тактике текущего момента в духе ленинских идей, а Сталин молча курил свою трубку.
Наконец теоретики наговорились и из вежливости решили поинтересоваться мнением Сталина по этому вопросу, хотя оно их нисколько не интересовало – Сталин не считался в партии теоретиком. Однако вежливый Каменев спросил:
- "А вы, товарищ Сталин, что вы думаете по этому вопросу?"
Сталин невозмутимо спрашивает:
- "А по какому именно вопросу?"
Снисходя до уровня Сталина, Каменев поясняет:
- "А вот по вопросу, как завоевать большинство в партии".
На это Сталин совершенно спокойно заявляет:
- "Знаете, товарищи, что я думаю по этому поводу: я считаю, что совершенно неважно, кто и как будет в партии голосовать; но вот что чрезвычайно важно, это - кто и как будет считать голоса".
Каменев от неожиданности поперхнулся и долго откашливался."