Цитата:
Сообщение от ryzhijlisik
...Если шимми у вас прошло после балансировки или замены колёс, то найдите время и проверьте всё-таки панару, её домики, ступицы, шаровые, наконечники и сайлетблоки. Ведь вы устранили провокатора шимми, но не устранили причину...
|
Поддержу.
Цитата:
Сообщение от yaromir
2 года уже езжу на панаре и не жужу. скоростя порой за 160 переваливают. прошлогодний пробег в отпуске на 4000км не выявил в подвеске изъянов.
Дисбаланс легко и не принужденно вытекает в шимми, особенно после ямки. после балансировки всё как рукой сняло и это я устранил не причину?...
|
Я тоже думаю что не причину, благодаря которой возможно существование явления, а процесс его запускающий. Думаю панара в таком состоянии, при котором шимми запустить на "ровном месте" нереально - нужно несколько импульсов определённой частоты(скорость) и внушительной амплитуды.
Давно хотел высказаться на эту тему, но всё некогда и писанины много - а я ленивый! У меня есть мнение, что зародыш явления кроется в каком-то соответствии длинн верхней рулевой тяги и панары. Длины этих тяг и их углы расположения в подвеске расчитаны таким образом чтобы компенсировать поперечные перемещения
друг относительно друга рулевого наконечника на кулаке и сайлента панары на мосту, а попросту говоря исключить паразитное подруливание. Так вот перемещение моста при ходе подвески должно быть(по задумке) чётко в фазе с подруливанием, тогда эффект подруливания будет сведён к нулю. Если всё же подруливание имеет место, то происходит следующее(рассматриваем медленно): "подрулившие" колёса потянули мост в сторону, в левую(наприм), мост в свою очередь, посредством панары, пытается повлиять на положение передней части кузова(нормальный процесс руления), в этот момент, если втулки панары и её домики
обладают достаточной жёсткостью, чтобы при таком импульсе не допустить запаздывание кузова за мостом(а кузов очень инертен ввиду массы), то кузов просто переместится влево и произойдёт простое паразитное подруливание. Если же в этот момент втулки панары и её домики
не обладают достаточной жёсткостью, чтобы при таком импульсе не допустить запаздывание кузова за мостом, то кузов временно останется на месте а мост перемещается "в одну харю" выбирая слабину или люфты втулок панары и её домиков, во время этого перемещения он получает кинетическую энергию(от импульса подруливания) и продолжает перемещаться по инерции(летит). Ввиду перемещения моста относительно кузова начнётся подруливание
в обратную сторону!!! Вот это подруливание(вправо) будет началом следующего такта, который приведёт к зацикливанию явления! То есть подруливание вправо произошло, но повлияет на летящий в левую сторону мост не мгновенно(его инерция+эластичнось резины+люфты шаровых), а возможно позволит мосту таки выбрать люфты и слабину домиков панары, что передаст его кинетическую энергию кузову(наконец то), это остановит поперечное перемещение моста и начнёт перемещение кузова влево(как шарики подвешенные на верёвочках в настольной игрушке), мост к этому времени получит импульс от подруливания вправо и полетит в право, переваливающийся(не стоящий на месте!) влево кузов запустит подруливание влево, но(!!!) более эффективное чем в предыдущем такте!!! что приведёт к усиливанию раскачивания моста и кузова относительно друг друга. Я вижу это так. Из этого позволю себе сделать выводы: предпосылкой обуславливающей
возможность возникновения такого резонансного эффекта является
совокупнось люфтов и прослаблений шарниров подвески, рулевой трапеции, шаровых опор и ступиц передних колёс, позволяющая мосту иметь поперечную свободу относительно кузова
И относительно дорожного покрытия, и рассинхронизация работы верхней рулевой тяги и тяги панара по фазам или амплитудам(линейное перемещение). Но сама предпосылка обуславливает только
возможность возникновения, но не запускает процесс!!! Для запуска явления необходим импульс силы, который приведёт к поперечному перемещению моста относительно кузова(или наоборот), а вот факторами порождающими этот импульс могут быть разные неисправности. Например сильный дисбаланс или кривизна колёс - это приводит к подруливанию, на определённой скорости вращения возникнет резонанс дисбаланса и подруливание может достигнуть эффективности, достаточной для перемещения моста. Второй вариант кривые тормозные диски - та же тема - вначале резонанс на колесе при определённой угловой скорости, потом достаточный толчёк в мост и понеслась. Далее банальный проезд неровностей дорожного покрытия - сразу пинаем мост, нужно только проехать на орперелённой скорости - пнуть мост с достаточной силой и скоростью. Ещё возможен извращённый запуск - раздолбаная задняя подвеска или кривые задние колёса, что приведёт к вилянию жопой, которое неизбежно перейдёт в мотание мордой, далее несколько подругому, потому как кузов переместится относительно моста, а не так как раньше, но с точки зрения физики это тот же хер, только в другой руке. Теперь позволю себе поразмышлять почему некоторые машины более склонны к шимми(даже с исправной вроде бы подвеской), а некоторые к нему "фригидны". Тут, мне кажется, нужно присмотреться к длинам панары и верхней рулевой тяги - очень интересно было бы посравнивать эти вещи на разных машинах. Ведь неоригинальная панара может быть несколько иной длинны, в конце концов её могли погнуть на покатушке - тоже изменение длинны, могли разогнуть при лифте на сервисе или переразогнуть при ремонте согнутой - всё это рассогласование длинн этих тяг. Теперь верхняя рулевая тяга - на ней есть регулировки, они ведь изменяют её длинну. Думаю на разные рулевые редуктора(по году выпуска наприм или по производителю) сошка может устанавливаться под разным углом - тоже регулировками придётся изменить длинну рулевой тяги. Я не разбирал рулевой редуктор, но предполагаю что собрать его можно с разными допусками и вариациями, что приведёт к разным углам установки сошки в среднем положении руля. Да и тюненые сошки помоему тоже ставятся под разными углами у разных производителей. Сделаю предположение что "более склонную к сожительству" с шимми машину с исправной подвеской можно сделать "фригидной" поигравшись с длиной этих тяг, сошкой и т п
А уж что говорить про лифтованные машины, где панара регулируемая и вообще от другой машины, домики перенесены и т д и т п При сильной рассинхронизации этих тяг избавится от шимми возможно удастся только парой конских демпферов с диким усилием - правильно, они пока новые будут гасить подруливание как класс - быстрее резина проскользит по дороге, чем колесо подрулит

С другой стороны, сильная рассинхронизация тоже не гарантия шимми - она может быть не
достаточной, а
чрезмерно сильной и резонанса тоже не будет! Будет только подруливать сильно на волнах и мордой водить. То есть как бы и "клин клином" возможно! Ну как то так... ни ху ху себе трактат вышел...

плять, не могу без конкретики... а если выпить, так вообще понесёт...